23:52 

The Poetic Edda. Песня номер пять. För Skírnis

Epic Reread
Гнев, Богиня, воспой...
«Сумерки пали,
пора в дорогу
к йотунам нам по сырым камням:
оба вернемся
иль оба сгибнем
в плену у турсов могучих». (с) перевод В. Тихомирова


Из этой песни мы узнаем, что:
* Если девушка не спешит на сеновал - не стоит отчаиваться, всегда есть шантаж!
* Йотуны хуже защищают своих дам, чем асы. Что понятно, Локи-то у них нет.
* Не всегда крутая тачка... пардон, волшебный конь - сводит женщину с ума. Приготовьте запасной вариант!
* Законы госпеприимства соблюдать иногда так же накладно, как не соблюдать.
* Не стоит сидеть на чужой любимой табуретке.
* Никто не гарантирует, что божество весны и плодородия будет добрее Аида.
* Если сомневаешься - ругайся.
* Качественная доза радиации существенно увеличит привлекательность ваших рук. В крайнем случае можно использовать фосфор.
* Если вы родились не только йотуном, но ещё и йотуном женского пола - поздравляю, вдвойне не повезло. Печеньку?

Переходим от географии к... ну, зарисовке из жизни, что ли. Рассказ из серии "Их нравы".

Итак, "Поездка Скирнира", För Skírnis - сказ о том, как то ли солнце сватается к не успевшей оттаять земле, то ли посыльный двинутого сталкера добивается своего угрозами, магией и лишенной изящества
грубой силой. Преимущественно в льёдальхатте
Сидит как-то Фрейр на Хлидскьяльве (если верить Снорри, то зря он это делает - именно отсюда вытекают описываемые в песне проблемы, ибо занимать кресло могут лишь Один и Фригг), изучает
записи с камер наблюдения в разных мирах. И тут как увидел красавицу, да как приуныл - аж Ньёрд и Скади переполошились (занятно что, судя по всему, Скади далеко не злая мачеха, а вполне
себе заботливая). Скирнира ("сияющего"), Фрейрова слугу, посылают разузнать, с чего Ингви-Фрейр так мрачен. Тот, хоть и нехотя, но идёт вопрошать. Фрейр весь в эмо-модусе, но довольно
быстро раскалывается - со Скирниром они знакомы с юности, и практически приятельствуют.
Близ Гюмирова дома, говорит Фрейр, видел я такую девицу, ну тааакую, просто ах! От рук её исходит свет, озаряющий небеса и воды (ох уж эти легендарные белорукие барышни). Вот только асы
и альвы будут против женитьбы Фрейра на красавице.
Первый тревожный звоночек - мнение самой Герд не учитывается. Ещё, вообще-то, очень интересно, при чём в данном случае мнение асов и альвов. Тем более, что Скирнир всё равно предлагает
посодействовать, если его снабдят нужными артефактами. Точнее, артефактом и зверем-помощником. Конь, способный проскакать сквозь огонь (Сигурд и его Грани шлют привет. Ну и свадебные
обычаи, прям цирк какой-то) и волшебный меч (плюс пять против ётунов, да ещё и сам дерётся. Потеря меча ещё аукнется Фрейру когда придёт Рагнарёк) - вот с таким снарящением отправляется наш
сват в дорогу. Причём - с наступлением темноты. Земли турсов, конечно же - далеко не соседний хутор, приходится ждать пограничного времени, чтоб туда попасть.
Место действия перемещается в Ётунхейм, к жилищу Гюмира, где у ворот привязаны грозные псы а на холме сидит пастух (наверняка непростой страж). Скирнир спрашивает пастуха, как можно
пообщаться с Гюмировой дочкой.
Пастух интересуется, не офигел ли приезжий. Точнее, не мёртв ли он, не близок ли к смерти - но это, похоже, намёк на то, какое гостеприимство ожидает посланца Фрейра.
Упомянутый посланец, меж тем, не робеет, бросает стандартную фаталистическую отмазку о бессмысленности страха раз всё равно песец придёт без стука. Герд, услышав шум, спрашивает у
служанки, в чём дело, и почему обиталище Гюмира трясётся. Прислужница докладывает о госте. Герд передаёт через неё приглашение в палаты, отведать мёда. В то же время, девушка боится, что
это - убийца её брата. Это неясный момент - то ли уже знакомый пастух был братом девицы а Скирнир успел его убить, то ли эти строки имеют отношение к убитому Фрейром Бели, то ли здесь
кроется ещё какая-нибудь засада.
Скирнира вопрошают о цели приезда - он не из асов, не из ванов и не альв даже. И тут прямолинейный сват предлагает красотке за союз с Фрейром... яблоки. Золотые (и здесь Афродитины
фокусы!). То ли одиннадцать, то ли, если переписчик слегка ошибся, просто яблоки вечной жизни (в исландском языке выражения "одиннадцать яблок" и "яблоки жизни" похожи). Видимо, фрукты - из
садика Идунн, так что, на самом-то деле, вещь в хозяйстве полезная. Как и предлагаемый далее Драупнир (к этому времени Бальдр уже успел не только умереть, но и вернуть отцу через Хермода
побрякушку. Хотя, конечно, время в сказаниях ничерта не линейно, так что наблюдение бессмысленно чуть более, чем полностью). Дева, однако, неприступна.
Миляга Скирнир эдак невзначай обращает её внимание на меч, украшенный знаками (рунами?), и угрожает отрубить голову. Не капусты, нет. Герд, однако, не запугать, и она тонко намекает что,
мол, по части отвешивания люлей её папенька тоже не промах-с.
Сват обещает убить и старого турса. А потом - ударить строптивицу "жезлом укрощения" (вспомним, что заклинания нередко вырезались на жерди), и уж тогда-то она покорится. Чувак, ты б ещё ремнём пригрозил, что ли. Не всем нравится БДСМ!
На этом ещё не всё. Герд грозятся сделать чудищем: одиноким, глядящим на Хель - и при этом посмешищем для всех. И ещё множество милых, добрых пожеланий высказывает гость. Ну, там,
мучения, неуёмную похоть и так далее. В мужья прочат трехглавого турса (или вовсе никого). Герд, мол, разгневала Одина и Фрейра. Далее в заговоре накладывается запрет на "девы утехи".
Для полного абзаца, турсу Хримгримниру полагается посадить невезучую дамочку за врата/решетку смерти, а поить под землёй её будут козьей мочой. Мда.
Заканчивается заговор (кто-то сомневается в том, что мы имеем дело не с простой угрозой?) тем, что Скирнир таки режет руны - "турс" и ещё три, насылая похоть, безумие и беспокойство.
Однако может уничтожить их когда пожелает.
Герд сдаётся, предлатает свату выпить.На вопрос, когда встретится с Фрейром, она отвечает чёткими координатами: роща Барри, через девять ночей.
По возвращении, Скирнир докладывает сгорающему от нетерпения Фрейру о выполненном задании. Тот, однако, очень жалуется на отсрочку - мол, и одной ночи многовато было бы.
Кстати, если верить Снорри, шведский король Фьёльнир, ну, тот, который из Инглингов - сын Фрейра и как раз Герд. Вот такие несимволические дела.
Скирнир, правда, не в последний раз посыльным работает, но это уже выходит за рамки данной песни.
А если говорить об иносказательной интерпретации данного текста, то если ЭТО - хороший способ отогреть заледеневшее за зиму плодородие земли, то я просто не знаю. Лучше не надо задумываться
о том, что считалось бы суровым сватовством на фоне такой вот прелести.

"Трехголовый турс
тебе мужем будь,
или вовсе безмужняя сдохни,
счахни, иссохни от порчи,
как на пажити
в осень скошенный
сохнет чертополох;..." (с) перевод В. Тихомирова


Перевод Корсуна
Перевод Тихомирова

@музыка: Ти ж мене підманула...

@настроение: ти ж мене підвела

@темы: Старшая Эдда, Скандинавия

URL
Комментарии
2013-01-11 в 09:57 

Кай-о Демонический Дельфин
Смерть легче пёрышка, долг тяжелее горы (с)
сказ о том, как то ли солнце сватается к не успевшей оттаять земле, то ли посыльный двинутого сталкера добивается своего угрозами, магией и лишенной изящества грубой силой.
умеешь ты изящно сформулировать! :lol::lol::lol:

А вообще там забавно с самого начала...В предисловии как сказано? " Увидев эту девушку, Фрейр очень опечалился.", а что говорит Скади Скирниру? "чем так разгневан муж многомудрый" :gigi: То ли печаль у него была активно агрессивная, то ли они хреново разбирались в его эмоциях :evil:

ох уж эти легендарные белорукие барышни
вот что может сделать простой принцип "мойте руки перед едой" :evil:

но согласья не жду
на счастье с нею
от альвов и асов

а её согласие, чуваак?!

Потеря меча ещё аукнется Фрейру когда придёт Рагнарёк
когда я читала Старшую Эдду первый раз и у меня ещё был достаточно прямолинейно-реальный на неё взгляд, я очень негодовала, что он не вернул меч, где взял, после миссии :nunu:

приходится ждать пограничного времени, чтоб туда попасть.
ага, и чтобы суровые ётунские пограничники не навешали урдюлей за самовольный безвизовый режим. :eyebrow:

а на холме сидит пастух (наверняка непростой страж)
Я - параноик, но мне уже, кажется, по умолчанию, в первый момент знакомства с такими типами видится в них старина Один :gigi: Приучил, собака, к настороженности!

Кстати, насчет "К смерти ты близок, иль мертвым ты стал?", недовольства таким "браком" асов и альвов и прочего, мне тут пришла мыслишка в голову: я вот думаю...псы, привязанные вокруг жилища (Гарм, Шабар, Цербер и далее по списку кличек), этот вопрос про мертвецов, тот факт, что общаются они сначала через посредника-служанку, до того, как Скирнир выпивает мёд (ну может, конечно, и не права я, но в тексте схема: служанка приглашает войти, поит мёдом, потом говорит Герд), так вот, может, тут имеет место идея более глубинного, так сказать, погружения в мир, и он становится не просто другим, чуждым миру асов, а уже в полной мере загробным? И при таком раскладе было бы понятно недовольство асов и альвов, они ж там вечно не могли решить территориальный вопрос совместного жительства супругов (Ньерд и Скади тому пример!), Бальдр вот уже поклеил ласты, и ясный пень им не хотелось, чтоб ещё один ответственный за плодородие слинял нафиг в ХельЙотунхейм (или приволок Смерть к ним в Асгард). Это конечно, весьма вольная трактовочка, да-с.
А ещё в контексте неё забавно смотрится предложение подарить яблочки бессмертия

2013-01-11 в 23:47 

Findor Carias
"Даже в самом пустом из самых пустых есть двойное дно... " (с) Пикник
умеешь ты изящно сформулировать! :lol::lol::lol:
Само просится!

То ли печаль у него была активно агрессивная, то ли они хреново разбирались в его эмоциях
Ага. Ну, со Скади-то понятно, она ж Фрейра плохо знает. Может, решила, раз мужнин сын никого видеть не хочет и замкнулся, значит, гневается из-за чего-то. А всё оказалось так просто :gigi:

вот что может сделать простой принцип "мойте руки перед едой" :evil:
Кстати, да. Чистота - залог здоровья и всё такое. Тем более для средневековья.

а её согласие, чуваак?!
Согласие спрашивается только у Фрейи, ты чего! :gigi: Остальным - увы (Скади - отдельный пункт)

и чтобы суровые ётунские пограничники не навешали урдюлей за самовольный безвизовый режим.
А кто визу выдаёт-то? Утгарда-Локи, поди?

Я - параноик, но мне уже, кажется, по умолчанию, в первый момент знакомства с такими типами видится в них старина Один :gigi:
Ну, думаю, не каждая пограничная фигура - Всеотец, хотя... :hmm:

тут имеет место идея более глубинного, так сказать, погружения в мир, и он становится не просто другим, чуждым миру асов, а уже в полной мере загробным?
Версия не лишена интереса. В принципе, иной мир - он всегда в той или иной мере и загробный тоже, понять бы только, в какой мере эта сторона акцентирована здесь.

они ж там вечно не могли решить территориальный вопрос совместного жительства супругов (Ньерд и Скади тому пример!)
Ньёрд и Скади в итоге благополучно разьезжаются, насколько я помню? То есть, осознав, что у него плохо ей, а у ней - ему, без всякого битья посуды разбежались по своим углам. Думаю, на крайняк та же история могла приключиться. Плюс, Скади - она всё же не совсем стандартный пример, она ж пришла в мужской роли мстителя-за-отца, в мужской же роли с ней расплатились - и вместо того, чтоб выдавать женщину за мужчину, получается, как раз Ньёрда выдали за неё. Уже не самый стандартный брак. Возможно, отсюда и территориальные непонятки получились - кто в доме хозяин, блин? :gigi: А ситуация Фрейра и Герд всё же чуть ближе к привычно-патриархальной. Она-то сначала сопротивляется, но давления в итоге не выдерживает, и единственное, что может - только время потянуть.

2013-01-25 в 04:05 

alwdis
всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Нет, это была именно агрессивная печаль.

2013-01-27 в 02:19 

Findor Carias
"Даже в самом пустом из самых пустых есть двойное дно... " (с) Пикник
alwdis,
Бедные домочадцы. :-) Хорошо ещё, что до истребления мебели дело не дошло.

2013-02-03 в 11:44 

Кай-о Демонический Дельфин
Смерть легче пёрышка, долг тяжелее горы (с)
Может, решила, раз мужнин сын никого видеть не хочет и замкнулся, значит, гневается из-за чего-то.

Согласие спрашивается только у Фрейи, ты чего!
ага, у неё есть отличный фактор убедительности, называется Фолькванг :eyebrow:

Утгарда-Локи, поди?
ага, а в качестве пошлины, наверное, требует выдать ему свежие сплетни и кулуарные секреты, чтоб было что на пиру рассказать :smirk:

Ну, думаю, не каждая пограничная фигура - Всеотец, хотя...
дык я понимаю, что не каждая! Но этот...кхм....достопочтенный господин приучил в паранойе насчет себя! "Большой Брат следит за тобой", блин!

понять бы только, в какой мере эта сторона акцентирована здесь.
ага, как всегда "дьявол прячется в деталях")

2013-02-04 в 00:21 

Findor Carias
"Даже в самом пустом из самых пустых есть двойное дно... " (с) Пикник
Кай-о Демонический Дельфин,
ага, у неё есть отличный фактор убедительности, называется Фолькванг :eyebrow:
А ещё - сейд, что тоже убедительно.

"Большой Брат следит за тобой", блин!
С Хлидскьяльва. Или через птичек. Или просто мимо проходит. Короче, да, никуда не денешься. :bricks:

2013-02-04 в 01:49 

Кай-о Демонический Дельфин
Смерть легче пёрышка, долг тяжелее горы (с)
А ещё - сейд, что тоже убедительно.
Да, но сейд - это уж совсем тяжелая артилерия! :eyebrow:

Или просто мимо проходит.
не-не, я ничего такого не задумывал! Я так...мимокрокодил...иду-иду, а тут - БА! - что-то интересненькое! Ну как можно было пропустить?!

2013-02-04 в 02:05 

Findor Carias
"Даже в самом пустом из самых пустых есть двойное дно... " (с) Пикник
Кай-о Демонический Дельфин,
Угу. Эйнхерии разве что побить могут, а сейд - штука суровая, мучить можно долго и со вкусом.

2013-02-04 в 11:58 

Кай-о Демонический Дельфин
Смерть легче пёрышка, долг тяжелее горы (с)
Эйнхерии разве что побить могут, а сейд - штука суровая, мучить можно долго и со вкусом.
хе-хе, ага, старый спор между мужской силой и женской изобретательностью!

2013-02-10 в 00:52 

Findor Carias
"Даже в самом пустом из самых пустых есть двойное дно... " (с) Пикник
Кай-о Демонический Дельфин,
Трикстеры все скопом загадочно улыбаются и комбинируют, комбинируют :-)

   

Агентство "одна Вёльва сказала"

главная